В ФГБНУ ВНИИСПК ведется подготовка кадров высшей квалификации. Аспирантура открыта в 2004 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (лицензия А №156397) по специальностям:

06.01.05. – Селекция и семеноводство и 06.01.07. – Плодоводство, виноградарство.

Научный потенциал и кадровый состав института позволяют успешно вести фундаментальные, поисковые и прикладные исследования по проблемам селекции и сортоизучения плодовых и ягодных культур.

 


А. АСПИРАНТУРА


В аспирантуру на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и творческие достижения в научной работе. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной форме.

Прием заявлений и документов в аспирантуру проводится ежегодно с 1 мая по 30 августа.

Вступительные экзамены с 1 по 30 сентября.

Заявление о приеме в аспирантуру подается на имя директора института по установленному образцу с приложением следующих документов.

Перечень документов, предъявляемых в ГНУ Всероссийском НИИ селекции плодовых культур

- Ходатайство с места работы (по возможности).

- Личный листок по учету кадров с фотографией.

- Характеристика.

- Автобиография.

- Одна фотография, размером 3х4

- Выписка из протокола заседания ГАКа вуза для лиц, рекомендованых в аспирантуру непосредственно после окончания вуза (при наличии).

- Форма 2.2.: удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (при наличии сданных кандидатских экзаменов).

- Копия диплома об окончании вуза с приложением.

- Копия трудовой книжки.

- Список опубликованных научных работ, изобретений. Лица, не имеющие опубликованных научных работ и изобретений, представ­ляют научные доклады (рефераты) по избранной специаль­ности.

- Медицинская справка по форме № 1030 или 086-У.

- Паспорт и диплом представляются лично.

Реферат выполняется в объеме 16-24 печатных листов с полуторным интервалом.

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который дает письменное заключение о результатах собеседования в при­емную комиссию.

Для проведения приема организуется приемная комиссия под председательством директора института. Члены приемной комиссии назначаются председателем из числа высококвалифицированных научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Решение о допуске к вступительным экзаменам выносит­ся приемной комиссией с учетом заключения научного ру­ководителя по результатам собеседования, а так же по отзы­вам на представленные научные работы, отчеты, изобретения, реферат.

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится комиссиями, назначенными директором института. В состав комиссии входит доктор и кандидаты наук по той специальности, по которой проводится экзамен.

В состав комиссии по иностранному языку при отсутствии докторов в состав комиссии могут включаться кандидаты наук, доценты, квалифицированные преподаватели, не имеющие степени и ученого звания.

Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по следующим дисциплинам:

- Специальная дисциплина

- История и философия науки;

- Иностранный язык.

Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские эк­замены по профилю, при поступлении в аспирантуру осво­бождаются по их заявлению от соответствующих вступитель­ных испытаний.

Приемная комиссия по результатам вступительных испы­таний и на основании поданных документов выносит реше­ние по каждому претенденту. При наличии конкурса зачисляются наиболее подготовленные к научной работе кандидаты.

- Срок обучения в очной аспирантуре три года.

Лица, зачисленные в очную аспирантуру, освобождаются от работы с началом учебных занятий на основании решения приемной комиссии.

Документы предоставляются лично.

Аспирант за время обучения обязан:

- Полностью выполнить индивидуальный план.

- Сдать кандидатские экзамены по иностранному языку, специальной дисциплине, истории и философии науки.

- Завершить работу над диссертацией и представить ее на рассмотрение ученому совету.

Выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются ученым советом не позднее двух месяцев со дня зачисления в аспирантуру. Выполнение аспирантом утвержденного плана контролирует научный руководитель.

Научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается директором института каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру. По решению ученого совета института к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук по профилю выполняемой работы. Количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия директором института.

Аспирант ежегодно докладывает на ученом совете института о результатах проведенных исследований, согласно индивидуального плана.

Аспирант, отчисленный из аспирантуры до окончания срока обучения, может быть восстановлен на оставшийся срок обучения приказом директора.

Перевод аспирантов из аспирантуры одного заведения в другое, а также с очной формы подготовки на заочную и наоборот, осуществляется по заявлению аспиранта директором института.

Подготовка аспирантов в пределах установленных контрольных цифр осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Подготовка аспирантов сверх контрольных цифр приема может осуществляться по прямым договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами.

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном размере; иногородним предоставляется общежитие при наличии мест.

Аспирантам, обучающимся в очной аспирантуре, предоставляются каникулы продолжительностью 16 недель за весь срок обучения.

Окончившим очную аспирантуру ( в том числе досрочно) и полностью выполнившим индивидуальный план, предоставляется месячный отпуск.


Б. СОИСКАТЕЛЬСТВО


Правила прикрепления соискателей ученых степеней, работающих над кандидатскими диссертациями самостоятельно

Самостоятельная работа специалиста над диссертацией является одной из форм подготовки и повышения квалифи­кации научно-педагогических кадров и работников высших учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций. Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук по соответствующим научным специальностям. Прикрепление соискателя может производиться для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более трех лет и для подготовки кандидатской диссертации – не более пяти лет.

Для прикрепления к аспирантуре ГНУ ВНИИСПК соискатель подает на имя директора заявление с приложением соответствующих документов.

Перечень документов, подаваемых соискателем ученой степени кандидата наук в ГНУ Всероссийском НИИ селекции плодовых культур

- Ходатайство с места работы (по возможности).

- Личный листок по учету кадров с фотографией, заверенный в отделе кадров.

- Характеристика.

- Автобиография.

- Форма 2.2.: удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (при наличии сданных кандидатских экзаменов).

- Заключение предполагаемого руководителя о результатах собеседования с соискателем ученой степени кандидата наук.

- Развернутый план диссертации.

- Заключение отдела (лаборатории) к которой прикрепляется соискатель

- Копия диплома об окончании вуза с приложением.

- Копия трудовой книжки.

- Список опубликованных научных работ, изобретений или реферат по специальности.

- Медицинская справка (по форме 086-У).

Паспорт и диплом представляются лично.

Реферат выполняется в объеме 16-24 печатных листов с полуторным интервалом.

Директор института на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем и заключения отдела (лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя. В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается. Научными руководителями (консультантами) соискателей назначаются приказом директора, как правило, лица, из числа докторов наук или профессоров.

Соискатели представляют на утверждение ученого совета индивидуальный план, согласованный с научным руководителем, в срок, не позднее трех месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации.

Индивидуальный план и тема диссертации утверждаются ученым советом в срок не позднее четырех месяцев со дня прикрепления в качестве соискателя для подготовки диссертации. Соискатели ежегодно аттестуются на ученом совете. Соискатели, не выполняющие индивидуальный план работы, подлежат отчислению.

Соискатели ученой степени кандидата наук сдают по месту прикрепления кандидатские экзамены по иностранному языку, истории и философии науки и специальной дисциплине.


В. ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ЭКЗАМЕНАМ В АСПИРАНТУРУ
1. Специальная дисциплина.


Вступительные испытания в аспирантуру по специальности проходят по вузовской программе профилирующего предмета (или по вузовским программам совокупности предметов, относящихся к данной специальности). Вступитель­ный реферат по специальности, который должен носить ис­следовательский характер оформляется в виде очерка объе­мом 20-25 страниц машинописного текста через два интерва­ла.

Композиция реферата - произвольная. Однако в нем дол­жны содержаться развернутое обоснование темы, обзор ли­тературы по предмету с соответствующим обобщением и по­становкой исследовательской задачи, исследовательская часть - анализ фактического материала, заключение, суммирую­щее результаты анализа, правильно оформленный научный аппарат.

Поступающий в аспирантуру должен обнаружить глубо­кие знания программного содержания теоретических дисцип­лин, иметь представление о фундаментальных работах и пуб­ликациях периодической печати в избранной области; ори­ентироваться в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам; уметь логично излагать материал, показать навыки владения по­нятийно-исследовательским аппаратом применительно к области специализации и критической сфере деятельности, и, безусловно, продемонстрировать свободное владение ма­териалом, изложенным в реферате, обнаружить четкое по­нимание проблемы; знание дискуссионных вопросов, связанных с ней; умение подбирать и анализировать фактический материал, умение сделать из него обоснованные выводы и наметить перспективу дальнейшего исследования.
Цель испытания: выявить творческие интересы и реальную предрасположенность абитуриента к научно-исследовательской работе.


2. История и философия науки.


На экзамене по истории и философии науки поступающий в аспирантуру должен обнаружить глубокие познания в области таких фундаментальных положений науки, как:

Предмет философии.

Сущность предмета философии, ее роль в истории мировой культуры; основные этапы развития философской мысли.

Бытие.

Проблема бытия; сущностные философские категории; субстанция, пространство, время, движение, материя.

Сознание.

Структура сознания; соотношение уровня сознательного и бессознательного, категория духовности.

Познание.

Особенности процесса познания как формы отражения объективной действительности (в плане научном, религиозном, художественном и др.).

Общество и личность.

Трактовка моделей общества и личности как субъекта с позиций материализма, экзистенциализма, идеализма и т.д. и других философских учений.

Общество и природа.

Проблемы противоречий между природой и обществом; гармонизация отношений как снятие этих противоречий; выход в ноосферу как единственно истинный за пределы глобальных экологических проблем.


3. Иностранный язык.


Вступительные испытания по иностранному языку предполагают: письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков, реферирование на русском языке иностранного текста по специальности объемом 1500 печатных знаков (работа со словарем). Соискатель должен передать содержание общественно-политического текста на иностранном языке. Объем текста - 1500 печатных знаков (работа без словаря).

Предусмотрена и беседа на иностранном языке по темам: биография, избранная специальность, научные интересы, учеба в институте, мой город (история, географическое положение, достопримечательности); актуальные общественно-политические события и т.д.

Для лиц, допущенных к вступительным испытаниям, проводятся консультации по специальным дисциплинам, иност­ранному языку, обзорные лекции по истории и философии .науки.


Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры


Объектами профессиональной деятельности кандидата сельскохозяйственных наук являются: почва, ее развитие, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование для получения сельскохозяйственных продуктов; основы проявления жизни на молекулярном уровне, влияние биологически важных молекул на рост и развитие организмов, хранение и передачу наследственной информации, превращение энергии в живых клетках, молекулярные основы наследственности и изменчивости организмов; микроорганизмы, их морфология, физиология, биохимия, генетика, распространение и роль в круговороте веществ в природе и снабжении человечества продуктами питания; химические вещества, входящие в состав живых организмов, их структура, превращения и функции; физико-химические явления в живых организмах, влияние различных физических факторов на живые системы; клетки растений и животных, их строение и функции, связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов; ткани сельскохозяйственных животных, их строение и функция, взаимодействие клеток в пределах одной ткани и клетками разных тканей; сельскохозяйственные растения, их видовое разнообразие, строение, особенности жизнедеятельности, закономерности развития, родственные связи, распространение, взаимоотношение со средой обитания, структура растительного покрова; вирусы, их природа, строение, размножение, влияние на продуктивность сельскохозяйственных растений и животных; сельскохозяйственные животные, их видовое многообразие, строение, особенности жизнедеятельности, закономерности развития, родственные связи, распространение, взаимоотношения со средой обитания, особенности поведения; насекомые, их видовое многообразие, строение, особенности жизнедеятельности, закономерности развития, родственные связи, распространение, взаимоотношения со средой обитания, влияние на продуктивность сельскохозяйственных культур и животных; взаимоотношения растительных и животных организмов с окружающей средой, взаимовлияние сельскохозяйственного производства и окружающей среды; грибы, их видовое разнообразие, строение, особенности жизнедеятельности, закономерности развития, родственные связи, распространение, взаимоотношение со средой обитания, использование грибов в рационе питания человека; физические, химические, механические и другие свойства растительного сырья, методы его хранения и переработки с целью получения продуктов питания человека и животных; химические процессы в почвах и растениях, в том числе при питании растений, применении удобрений и средств химической мелиорации почв; физические процессы в почве и растениях, в том числе при применении методов и средств, регулирующих физические условия жизни сельскохозяйственных культур; система приемов возделывания сельскохозяйственных культур, технология растениеводства (севообороты, обработка почв, внесение удобрений, подготовка семян к посеву, посев и посадка, уход за растениями, борьба с сорняками, болезнями и вредителями, уборка урожая); процессы возделывания культурных растений, подготовки почвы для выращивания сельскохозяйственных растений, ухода за растениями, уборки и послеуборочной обработки растительного сырья, средства механизации, используемые при этом; методы создания сортов и гибридов сельскохозяйственных растений и пород животных с нужными человеку признаками; семена сельскохозяйственных культур, их строение и развитие, методы оценки и контроля семенного материала, методы массового размножения семян районированных сортов; болезни сельскохозяйственных растений, методы и средства их профилактики и ликвидации; сельскохозяйственные животные, методы, процессы и технические средства их разведения, селекции, воспроизводства, кормления, содержания и использования; технологии производства продуктов скотоводства, свиноводства, овцеводства, птицеводства, коневодства, звероводства и других отраслей животноводства; лесные культуры, методы, процессы и технические средства их выращивания, селекции и семеноведения; формирование, состав и биологические особенности древесных пород, типы древостоев, связи со средой, методы восстановления и ухода; методы улучшения лесных земель, искусственного выращивания леса, защитного лесоразведения, озеленения населенных пунктов, борьбы с лесными пожарами; земля, методы ее оценки, учета и рационального использования; земная атмосфера, влияние происходящих в ней процессах на развитие сельскохозяйственных растений и животных; климат, его влияние на сельскохозяйственных животных и культурные растения.

Кандидат сельскохозяйственных наук осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью научных работников, связанную с решением научно-исследовательских и научно-производственных задач в области сельского хозяйства; участвует в качестве руководителя или члена научного коллектива в орга­низации и проведении теоретических, полевых, лабораторных, экспериментальных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении; разрабатывает методологию, новые методы и технологии исследований, нормативные и методические документы в области сельскохозяйственных наук, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля; осуществляет (при условии освоения соответствующей программы педагогического профиля) преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывает экономические и экологические критерии реализации научных исследований; участвует во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-технических конференций.

Основными сферами профессиональной деятельности кандидата сельскохозяйственных наук являются:

- академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением проблем сельского хозяйства;

- частные и государственные организации, связанные с решением проблем сельского хозяйства;

- организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач;

- учреждения системы высшего, среднего, начального профессионального и школьного образования в установленном порядке.


Г. КАНДИДАТСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ


Кандидатские экзамены являются составной частью атте­стации научных и научно-педагогических кадров. Цель экза­мена - установить глубину профессиональных знаний соис­кателя, степень подготовленности к самостоятельной науч­но-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени. Кандидатские экзамены устанавливаются по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации, философии и иностран­ному языку.

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сда­ется по программе, состоящей из двух частей: типовой про­граммы (минимум по специальности), разрабатываемой ве­дущими в соответствующей отрасли высшими учебными за­ведениями и научными организациями и утверждаемой Ми­нистерством общего и профессионального образования Рос­сийской Федерации, и дополнительной программы, разра­батываемой соответствующей кафедрой. Дополнительная программа должна включать новые разделы данной отрасли науки и разделы, связанные с направлением научных иссле­дований соискателя, а также учитывать последние достиже­ния в избранной отрасли науки и новейшую литературу.

Экзамен по специальной дисциплине должен выявить уровень теоретической и профессиональной подготовки со­искателя, знание общих концепций и методологических воп­росов соответствующей науки, истории ее формирования и развития, фактического материала, основных теоретических и практических проблем данной отрасли знаний.

Кандидатские экзамены по специальной дисциплине сдаются в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих аспирантуру по данной специальности.

Сдача кандидатского экзамена по философии разрешает­ся в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих самостоятельные кафедры философии, в Инсти­туте философии и на кафедрах философии Российской ака­демии наук; в высших учебных заведениях, имеющих в со­ставе кафедр социально-гуманитарных наук не менее двух преподавателей, один из которых должен быть доктором философских наук, а другой может быть кандидатом фило­софских наук, а также в научных организациях, имеющих аспирантуру по указанной специальности.

Кандидатские экзамены по философии и иностранному языку как общенаучным дисциплинам сдаются по програм­мам, разрабатываемым и утверждаемым Министерством об­щего и профессионального образования Российской Феде­рации.

Сдача кандидатского экзамена по иностранному языку, необходимому для выполнения диссертационной работы, допускается в высших учебных заведениях и научных орга­низациях, имеющих аспирантуру по профилю диссертации соискателя и специалистов соответствующей квалификации по данному языку, а также на кафедрах иностранного языка Российской академии наук.

Лица, специализирующиеся по иностранным языкам, сда­ют кандидатский экзамен по иностранному языку в высших учебных заведениях и научных организациях, имеющих ас­пирантуру по данной специальности.

В состав комиссии по приему кандидатских экзаменов по иностранному языку для лиц, не специализирующихся в этой области, включаются преподаватели иностранных языков, независимо от наличия у них ученой степени доктора или кандидата филологических наук, представители кафедр по специальности аспиранта, имеющие ученые степени и свобод­но владеющие соответствующим иностранным языком. Про­грамма по иностранным языкам для аспирантов и соискате­лей носит профессионально-ориентированный характер. Она определяется коммуникативными и познавательными по­требностями научного работника соответствующего профи­ля.

Основная цель в обучении иностранному языку аспиран­тов и соискателей - практическое владение иностранным язы­ком, позволяющее использовать в научной работе.

Исходя из основной цели, предполагается выработка сле­дующих умений и навыков:

- читать оригинальную литературу на языке по специаль­ности;

- оформлять извлеченную литературу в виде перевода;

- аннотировать и реферировать тексты общенаучного со­держания и по избранной специальности;

- совершенствовать речевые умения и навыки при обще­нии;

- уметь аргументировано высказываться по теме общенаучного содержания, в дискуссиях общенаучного и проблем­ного характера;



- владеть грамматическими явлениями, характерными для научных текстов, с целью их понимания и адекватного пере­вода;

- овладеть новым словарным минимумом в объеме 1000 лексических единиц и словообразовательными моделями, характерными для общенаучных текстов, и словарем в объе­ме 1200 лексических единиц для развития навыков устной речи (включая вузовский минимум).

К кандидатскому экзамену аспирант и соискатель допускаются после сдачи внеаудиторного чтения (200 страниц), предъявления письменного перевода монографии или статьи объемом 25 страниц при наличии прочитанной литературы и составленного им словаря терминов.

В кандидатский экзамен по иностранному языку включаются

следующие виды деятельности.

1. Чтение и письменный перевод со словарем на русский язык оригинального текста по специальности объемом 15000 печатных знаков. Форма проверки – чтение вслух сделанного перевода.

2. Ознакомительное чтение без словаря оригинального текста объемом 2000-3000 печатных знаков. Форма проверки – передача основного содержания текста на иностранном языке в форме резюме.

3. Беглое чтение оригинального текста по специальности. Объем – 1000-1500 печатных знаков. Форма проверки – передача извлеченной информации на иностранном языке (гуманитарные специальности) и на языке обучения (естественнонаучные специальности).

4. Беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта и соискателя.

Литературу по специальности на иностранном языке аспирант и соискатель подбирает самостоятельно, консультируясь со специальной кафедрой и научным руководителем.

Программы по специальным дисциплинам и философии находятся в приложении.

Кандидатские экзамены в ГНУ ВНИИСПК принимаются 2 раза в год (апрель-май) и (сентябрь-октябрь).

О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение установленной формы, а по месту сдачи последнего экзаменов удостоверение о сдаче предыдущих кандидатских экзаменов, заменяется на единое удостоверение.


ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРОГРАММА-МИНИМУМ
кандидатского экзамена по специальности 06.01.05 — «Селекция и семеноводство»
по сельскохозяйственным и биологическим наукам


Введение
Настоящая программа включает современные представления по селекции и семеноводству в связи с насущными задачами интенсифика­ции сельскохозяйственного производства.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестаци­онной комиссии по сельскохозяйственным наукам (агрономии и лесному хозяйству).

1. История и теоретические основы селекции

Развитие селекции от ее возникновения до наших дней. Разработка эмпирических приемов селекции виднейшими селекционерами прошло­го: (Ширеф, Галлет, Вильморен, Римпау, Ле-Кутера, Никльсене-Эле), воз­никновение и развитие селекции как науки. История возникновения селек­ционных учреждений в России (Шатиловская, Харьковская, Одесская и дру­гие опытные станции, селекционная станция при Московской СХА (ТСХА). Работы по изучению растительных ресурсов и интродукции растений. Ос­новоположники и выдающиеся представители отечественной селекции: Д.Л. Рудзинский, СИ. Жегалов, А.А. Сапегин, И.В.Мичурин, П.Н. Константи­нов, П.И.Лисицин, А.П. Шехурдин, В.Я. Юрьев, П.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойт, А.Л. Мазлумов, М.И. Хаджинов, В.Н. Ремесло, Н.Д. Матвеев, В.Н. МамонтоваП.Ф. Гаркавый, А.Г. Лорх, А.В. Алпатьев и др.

Селекция и семеноводство

Дарвинизм и генетика как теоретические основы селекции. Возник­новение генетики как науки и ее роль в развитии современной научной селекции. Значение работ Н.И. Вавилова для теории и практики селекции. Использование генетических закономерностей для обоснования и дальней­шего совершенствования традиционных приемов селекции: гибридизации, отбора. Ученые о генетической изменчивости и ее значении для совершен­ствования методики отбора, испытаний и других приемов селекционной работы. Генетические методы в современной селекции: отдаленная гибри­дизация, мутагенез, анеуплоидия, гаплоидия, полиплоидия, инцухт, исполь­зование мужской стерильности и гетерозиса. Связь селекции с другими теоретическими и прикладными дисциплинами (экология, биохимия, фи­зиология растений, фитопатология и энтомология, технология переработ­ки сельскохозяйственной продукции и др.). Использование в селекции ме­тодов и принципов математической статистики и сельскохозяйственного опытного дела.

Способы размножения растений: половое и вегетативное. Генети­ческие особенности вегетативно размножаемых, перекрестноопыляющихся, самоопыляющихся растений и апомиктов, определяющие приемы селек­ционной работы с ними. Отношение растений к опылению собственной и чужой пыльцой.

2. Организация селекции и семеноводства как отрасли

Достижения, основные направления современной селекции сельс­кохозяйственных культур в Российской Федерации. Значение сорта в сель­скохозяйственном производстве. Система селекции и семеноводства в Рос­сийской Федерации: селекция - сортоиспытание - семеноводство - сорто­вой и семенной контроль. Организация работ на основе концентрации, специализации, и координации. ВНИИР и сеть его станций и опытных пун­ктов. Селекцентры - Госкомиссия по сортоиспытанию и охране селекци­онных достижений сельскохозяйственных культур при МСХ РФ, государ­ственная семенная инспекция. Функции и задачи отдельных звеньев систе­мы, их техническое оснащение современным оборудованием, структура организации.

Понятие о сорте, гибриде. Сорта народной селекции. Селекционные сорта: линейные сорта, сорта-популяции, сорта-лоны, сорта гибридного происхождения. Понятие о модели сорта.

Сорт как элемент индустриальной технологии возделывания сельс­кохозяйственных культур. Выдающиеся сорта полевых, овощных, плодо­вых, ягодных и декоративных культур. Достижения отечественной и зару­бежной селекции. Направления селекции, связанные с интенсификацией земледелия: селекция сортов интенсивного типа, селекция карликовых и полукарлико­вых форм (подвоев), оптимальный габитус растения и другие признаки, обуславливающие возможность механизированного возделывания и убор­ки. Селекция на скороспелость. Селекция-сортов специального (целевого) назначения.

Селекция на качество продукции: выход определенных частей расте­ния, веществ, их состав, технологические и потребительские качества.

Селекция на различные виды устойчивости. Устойчивость к небла­гоприятным почвенно-климатическим условиям: засухоустойчивость, хо­лодостойкость, зимостойкость, устойчивость к переувлажнению, солеу-тойчивость, устойчивость к кислотности почв, устойчивость к болезням и вредителям. Многолинейная селекция.

3. Исходный материал для селекции

Эколого-географический принцип внутривидовой классификации культурных растений, предложенный Н.И. Вавиловым. Экотип и агроэко-тип. Эколого-географический тип (экологическая группа). Селекционно-ценные свойства и признаки, связанные с местообитанием вида, формы: устойчивость к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям, к болезням и вредителям и т.д.

Учение о центрах происхождения культурных растений. Первичные и вторичные центры происхождения и формообразования, микроцентры. Важнейшие центры формообразования на территории России. Закон го­мологических рядов в наследственной изменчивости, использование его в селекционной работе.

Классификация исходного материала по степени селекционной про­работки: дикорастущие виды и формы, сорта народной селекции, селекци­онные сорта и формы. Особенности их селекционного использования. Важ­нейшие доноры ценных свойств и признаков, методы их выявления.

Сбор, поддержание и изучение коллекционного материала. Работа ВИР по сбору, изучению и сохранению коллекций. Интродукция. Натура­лизация и акклиматизация. Длительное хранение семян. Зарубежный опыт.

4. Создание исходного материала методом гибридизации

Роль внутривидовой гибридизации в селекции растений. Основные закономерности формообразовательного процесса в гибридных поколе­ниях при внутривидовой гибридизации. Принципы подбора родительских пар. Типы скрещиваний.

Генетика популяций как теоретическая основа познания и управле­ния формообразовательным процессом в популяциях растений.

Отдаленная гибридизация в современной селекции. Виды несовме­стимости и способы преодоления нескрещиваемости. Причины стериль­ности первого гибридного поколения и приемы повышения его плодови­тости. Особенности формообразования при отдаленной гибридизации. Интрогрессия отдельных признаков.

Использование методов полиплоидии и мутагенеза в отделенной гибридизации. Получение межвидовых (двух и трехвидовых) гибридов. Получение амфидиплоидов. Комбинирование геномов. Генетическая ин­женерия - включение отдельных хромосом (или их фрагментов) одной куль­туры в геном другой культуры. Получение форм с транслокациями, допол­нительными и замещенными хромосомами.

Сорта (гибриды), созданные на основе использования метода отда­ленной гибридизации. Использование биотехнологических методов в се­лекции (генетическая и клеточная инженерия). Трансгенные сорта. Мето­ды получения и их использование.

5. Использование мутагенеза и полиплоидии в селекции растений

Использование продуктов спонтанного и индуцированного мутаге­неза в современной селекции. Типы мутагенов и приемы индуцированно­го мутагенеза. Химерность тканей и способы уменьшения повреждающе­го эффекта мутагенов. Приемы обнаружения мутаций у самоопылителей, перекрестников и вегетативно размножаемых растений. Использование мутантов в качестве исходного для селекции материала. Типы и идентифи­кация полиплоидов. Автополиплоидия в селекции растений. Способы по­лучения и обнаружения автополиплоидов. Хозяйственно ценные свойства и признаки полиплоидов. Пониженная плодовитость автополиплоидов. Гибридизация и отбор как методы повышения плодовитости и улучшения хозяйственно-ценных свойств автополиплоидов.

Триплоиды. Получение и использование их в зависимости от спосо­ба размножения культур.

Получение гаплоидов и их использование в селекции. Сорта (гибри­ды), полученные путем использования мутагенеза и полиплоидии.

6. Селекция на гетерозис

Преимущества гибридов первого поколения. Типы гетерозисных гиб­ридов. Получение самоопыленных линий. Оценка на общую и специфичес­кую комбинационную способность. Типы диаллельного анализа. Примене­ние различных способов получения гибридных семян: ручной кастрации и опыления, различных типов ручной стерильности (УМС, ГМС), двудомнос­ти и частичной двудомности, систем несовместимости. Создание линий с ЦМС и линий - восстановителей фертильности. Выделение гибридных рас­тений по маркерному признаку. Использование гетерозиса в селекции раз­личных сельскохозяйственных культур на современном этапе.

7. Отбор

Виды искусственного отбора: массовый, индивидуальный и их мо­дификации Способы изоляции потомств перекрестников и другие приемы, предотвращающие переопыление потомств элитных растений. Однократ­ный, повторный и непрерывный отбор. Рекуррентный отбор.

Отборы из гибридного материала. Отбор из различных гибридных поколений у самоопыляющихся растений. Отборы из первого поколения в случае гетерозисных родителей.

Влияние фона на результаты отбора. Провокационные и другие спе­циальные фоны. Отбор на селективных средах при культуре тканей (кле­ток). Роль естественного отбора в селекции растений.

Наследуемость, селекционный дифференциал и реакция на отбор. Объем популяции, необходимый для успешного отбора. Отбор по комп­лексу признаков. Отбор по сопряженным признакам. Типы корреляций и их значение. Понятие об индексной селекции.

8. Методы оценки селекционного материала. Методика и техника селекции

Классификация методов оценки. Способы обозначения градациип-ризнаков (свойств)- в %, в баллах, и т.п. Международная (девятибальная) система оценок по ПРОУ.

Оценки на провокационных и инфицированных фонах. Оценки по косвенным показателям.

Организация и схема селекционного процесса. Виды селекционных посевов: питомники, сортоиспытания, размножения.

Основные принципы и методы полевого изучения и испытания се­лекционного материала. Механизация работ в селекционных питомниках. Специальные машины и механизмы, лабораторное оборудование и их на­значение.

Виды сортоиспытания. Особенности сортоиспытания на устойчи­вость к карантинным вредителям и сорнякам. Оценка качества продуктов урожая. Статистическая обработка данных сортоиспытания. Документа­ция селекционного процесса. Правила ведения и хранения документации. Основные источники ошибок при оценке селекционных образцов (сеян­цев) на различных этапах селекции. Способы повышения достоверности точности сравнения. Схемы размещения селекционных номеров в питом­никах и сортоиспытаниях. Способы ускорения селекционного процесса. Закон «О селекционных достижениях», его основные положения.

Государственное сортоиспытание. Организация и методика Госу­дарственного сортоиспытания. Принципы включения (и исключения) сор­тов в государственное сортоиспытание. Перспективные и районирован­ные сорта. Патентование сортов. Государственный реестр селекционных достижений в Российской Федерации.



Литература

1. Бороевич С. Принципы и методы селекции растений. - М.: Ко­лос, 1984.

2. Гриценко В.В.. Калошина З.И. Семеноведение полевых культур. -

М: Колос, 1976.

3. Гужов Ю.Л. и др. Селекция и семеноводство культурных растений. -

М: Агропромиздат, 1998.

4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта.-М.: Колос, 1979.

5. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. - М.: Ко­лос, 1971.

6. Бриггс Ф., Ноуэлв П. Научные основы селекции растений / Перевод с англ.-М.: Колос. 1972.


ПРОГРАММА-МИНИМУМ
кандидатского экзамена по специальности 06.01.07 - «Плодоводство, виноградарство»
по сельскохозяйственным и биологическим наукам


Введение

В основу настоящей программы положены следующие дисципли­ны: плодоводство; виноградарство; декоративное садоводство; растение­водство; физиология и биохимия растений; почвоведение; земледелие; аг­рохимия.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестаци­онной комиссии по сельскохозяйственным наукам (агрономии и лесному хозяйству).

1. Плодоводство

1.1. Общие положения

Значение садоводства, его особенности как отрасли сельскохо­зяйственного производства. Садовые культуры России и районы товар­ного производства. Место и значение коллективного и приусадебного садоводства.

Основные исторические этапы развития отечественного садовод­ства. Развитие и состояние садоводства России. Особенности мирового садоводства.

Специализация и концентрация производства плодов и ягод на базе аграрно-промышленной интеграции и межхозяйственной кооперации. Опыт организации агропромышленных комплексов и научно-производственных объединений по производству, хранению переработке и сбыту продукции садоводства. Укрепление материально-технической базы. Строительство оросительных систем, плодохранилищ, предприятий технической перера­ботки продукции. Повышение уровня механизации и химизации. Освое­ние интенсивных технологий и прогрессивных форм организации труда.

Садоводство как научный предмет, его связь с фундаментальными науками. Значение производственного опыта и достижений научных уч­реждений в развитии садоводства как науки. Роль мирового садоводства в развитии отечественного садоводства.

1.2. Биологические основы садоводства

Ботаническая и производственная классификация садовых растений, их жизненные формы. Центры происхождения садовых растений по Н.И. Вавилову. Генетическая и модификационная изменчивость садовых расте­ний в связи со способами размножения и условиями внешней среды.

Рост и развитие садовых растений в онтогенезе. Связь онтогенеза с филогенезом как отражение их эволюции.

Особенности корневой системы и надземной части садовых расте­ний. Вегетативное и генеративное развитие в их жизненном цикле у поликарпических растений. Типы почек у садовых растений и их биологические особенности. Ярусность и морфологический параллелизм. Циклическая смена вегетативных и плодоносных образований в кронах деревьев и кус­тарников. Возрастные периоды у плодовых растений по П.Г. Шитту и их производственно-биологические особенности. Корреляции роста и про­цессы регенерации у садовых растений. Современные представления о роли регуляторов роста в корреляции и процессах регенерации.

Рост и развитие садовых растений в годичном цикле. Периоды веге­тации и покоя. Фенофазы развития, дифференциация генеративных почек. Периодичность плодоношения и ее причины, возможные пути ее преодо­ления. Цветение и процесс опыления, рост и созревание плодов. Ритмы роста корневой системы в годичном цикле.

Внешние условия роста и развития садовых растений. Отношение растений к свету; влияние условий освещения на продуктивность фото­синтеза и урожайность плодовых культур.

Влияние температурного режима на рост и развитие садовых расте­ний. Отношение садовых культур к низким температурам. Оценка устой­чивости плодовых и ягодных культур к стрессорам холодного времени в полевых и контролируемых условиях. Характер повреждений тканей и ор­ганов растений низкими температурами и особенности восстановления растений после зимних повреждений. Физиологические процессы и мероприятия, повышающие устойчивость растений к зимним повреждени­ям: закаливание, условия вегетационного периода, нагрузка урожаем, сроки уборки урожая и т.п.

Потребность в воде садовых растений в связи с возрастом и фенофа-зами их развития. Засухоустойчивость. Мероприятия по регулированию водного режима в насаждениях.

Особенности роста и развития садовых растений на различных ти­пах почв. Особенности реакции растений на условия воздушного режима, кислотность, засоленность, недостаток и избыточность макро- и микро­элементов.

Биологические особенности размножения садовых растений. Ве­гетативное и семенное (половое) размножение в практике садоводства. Биологические особенности семенных и вегетативно размноженных са­довых культур. Клоновая изменчивость садовых растений. Способы ис­кусственного вегетативного размножения. Условия, определяющие про­цессы регенерации садовых растений при вегетативном размножении. Прививка и окулировка в садоводстве, их биологическая сущность. Вза­имовлияние привоя и подвоя. Формы проявления несовместимости и пути их преодоления.

1.3. Питомники

Значение питомников и их организация, севообороты. Задачи пи­томников в интенсивном садоводстве и сортоведении. Специализация и концентрация в производстве посадочного материала. Зональные базо­вые питомники и их роль в производстве высококачественного посадоч­ного материала. Категории качества посадочного материала. Проблема сохранения помологической чистоты сорта при получении посадочного материала и пути ее решения. Стандартизация и государственный контроль за качеством посадочного материала. Карантинные мероприятия.

Маточно-сортовые и подвойные насаждения. Организация маточ­ных семенных садов на селекционно-генетической основе. Методы по­мологического и сортового контроля в маточных насаждениях. Клоновый отбор. Методы повышения продуктивности маточных сортовых и подвойных насаждений.

Выращивание здорового и чистосортного посадочного материа­ла, основные звенья системы его выращивания. Оздоровление и ускорен­ное размножение посадочного материала с использованием культуры изо­лированных апексов т укго. Методы подготовки и обеззараживания ис­ходного материала, питательных сред и субстратов.

Особенности культуры маточных насаждений при получении поса­дочного материала высших категорий качества. Сортовая чистота как один из главных критериев посадочного материала высших категорий качества. Фитосанитарный контроль в питомниках. Роль научных учреждений и ба­зовых питомников в производстве исходного и сертифицированного поса­дочного материала, их задачи в решении проблемы сохранения сортов в производстве.

Подвои садовых пород, требования к подвоям. Семенные и клоновые подвои. Роль клоновых подвоев, в том числе низкорослых подвоев, в интенсификации садоводства. Достижения в селекции подвоев. Райони­рование подвоев, их особенность в зоне выращивания.

Выращивание семенных подвоев. Технические требования на семе­на и методы оценки их качества. Особенности хранения семян. Покой се­мян, послеуборочное дозревание, подготовка семян к прорастанию. Стра­тификация семян. Сроки, способы посева семян и нормы высева. Уход за сеянцами. Выращивание саженцев с закрытой корневой системой в защи­щенном грунте (пленочные сооружения разного типа). Выкопка и зимнее хранение саженцев. Стандарты на семенные подвои садовых культур.

Выращивание клоновых подвоев и корнесобственных саженцев са­довых культур. Технология размножения клоновых подвоев отводками, зе­леными, одревесневшими и корневыми черенками.

Механизация и автоматизация производственных циклов при выра­щивании саженцев, в том числе и подвоев из зеленых черенков и отводков.

Достижения научных учреждений и опыт промышленных питомни­ков в разработке и освоении прогрессивных способов выращивания кло­новых подвоев и корнесобственных саженцев садовых культур.

Выращивание привитых саженцев. Предпосадочная подготовка по­чвы, посадка подвоев и уход за ними, и транспортировке. Отраслевые стан­дарты на привитые саженцы. Механизация посадки. Подготовка подвоев к окулировке. Заготовка черенков с привойного материала. Организация и техника окулировки. Особенности окулировки отдельных садовых культур. Зимняя прививка и ее значение. Выращивание однолеток и двухлеток. Осо­бенности выращивания саженцев на штамбо- и скелетообразователях, ис­пользование вставочных компонентов. Подготовка саженцев к выкопке, зимнему хранению. Передовой опыт и достижения научных учреждений в совершенствовании технологии выращивания саженцев и его освоение в питомниках.

Особенности выращивания здорового посадочного материала ягод­ных культур. Способы вегетативного корнесобственного размножения и их производственная оценка. Требование к маточным насаждениям. Про­странственная изоляция. Выбор предшественника. Особенности выращи­вания здорового посадочного материала земляники. Размножение мали­ны порослью. Сроки использования маточных насаждений и обрезка рас­тений малины, смородины, крыжовника, жимолости и других. Отраслевые стандарты на посадочный материал ягодных культур. Сортовая чистота посадочного материала. Сертификация посадочного материала.

1.4. Плодовый сад

Особенности создания садов интенсивного типа. Основные элемен­ты агротехники плодового сада, их место и значение в общем комплексе возделывания садов. Дифференциация агротехники в зависимости от по­родно-сортового состояния насаждений, их возраста, фенофаз развития и почвенно-климатических условий. Опыт передовых специализированных хозяйств в получении высоких и устойчивых урожаев.

Закладка садовых насаждений. Типы плодовых насаждений и основы их проектирования. Подбор пород и сортов. Выбор и оценка места под пло­довые насаждения в разных почвенно-климатических зонах России. Органи­зация территории сада, садозащитные насаждения. Предпосадочная подго­товка территории с учетом рельефа местности. Способы подготовки почвы под закладку сада (в том числе полосноя). Конструкция насаждений интен­сивного типа. Схема посадки в зависимости от зон возделывания, подвоя, сорта. Сроки и способы посадки. Особенности закладки садов на равнинном рельефе и склонах. Уход за молодыми деревьями.

Система содержания почвы в садах: черный пар, гербицидный пар, паросидеральная, дерново-перегнойная, задернение (полосное, черезрядное, сплошное, шахматное), достоинство и недостатки каждой из них. При­менение гербицидов в садах.

Потребность садовых культур в элементах минерального питания в связи с биологическими особенностями культуры, почвенными условия­ми, возрастом и фенофазами развития растения и системой содержания почвы. Обоснование потребности садовых культур в элементах минераль­ного питания на основе почвенной и листовой диагностики. Система удоб­рений в молодых и плодоносящих садах. Дозы, сроки и способы внесения удобрений. Корневые и некорневые подкормки. Механизация внесения удобрений. Данные научных учреждений по эффективности удобрений в садах. Влияние удобрений на рост, плодоношение, качество плодов и их лежкость, устойчивость деревьев к низким температурам.

Значение и эффективность орошения садов в различных почвенно-климатических зонах. Способы орошения. Сроки и нормы полива. Влаго-за-рядковые поливы. Современные машины и другие технические сред­ства орошения садов и методы контроля за режимом влажности почвы в садах. Способы накопления влаги в почве. Мероприятия по борьбе с вод­ной эрозией почвы в садах.

Формирование и обрезка садовых культур. Биологические особен­ности сорта и производственное значение формирования и обрезки дере­вьев. Принципы формирования кроны. Основные типы крон в насаждени­ях интенсивного типа, техника их формирования.

Задачи и характер обрезки плодовых деревьев по возрастным пери­одам и в связи с сортовыми особенностями. Особенности обрезки деревь­ев в целях ослабления периодичности плодоношения и повышения каче­ства плодов. Омолаживающая обрезка с целью снижения кроны. Сроки и техника обрезки. Экономическая эффективность обрезки.

Уход за плодовыми деревьями. Мероприятия по реконструкции на­саждений: уплотнение, ремонт, перепрививка. Защита деревьев от замо­розков и зимних повреждений. Восстановление деревьев, пострадавших от сильных морозов. Плодосмен в плодоводстве. Использование пчел для опы­ления. Периодичность плодоношения и ее связь с биологическими осо­бенностями пород и сортов. Пути преодоления периодичности плодоно­шения.

1.5. Ягодные культуры

Народнохозяйственное значение ягодных культур. Основные на­правления в интенсификации ягодоводства. Производственно-биологичес­кие особенности ягодных растений. Выбор участков под ягодные расте­ния. Культурооборот. Организация территории. Ветрозащитные насажде­ния. Предпосадочная подготовка почвы. Подбор сортов. Схема посадки ягодных культур. Агротехника ягодных культур. Орошение. Уборка и реа­лизация урожая. Механизация работ по закладке ягодных плантаций и уход за ними. Механизированные способы уборки урожая ягодных культур (при­способления, комбайны).

1.6. Декоративное садоводство

Значение цветоводства, его особенности как отрасли сельскохо­зяйственного производства. Декоративные растения, их место в промыш­ленном, любительском и приусадебном садоводстве. Развитие и состояние цветоводства в России. Роль мирового цветоводства на формирование и развитие отечественного декоративного садоводства.

Особенности использования весеннецветущих мелколуковичных растений (подснежник, мускари, хионодокса, пушкиния, крокус, рябчик) в декоративном садоводстве, их размножение.

Использование декоративных многолетников весеннего цветения (аквилегия, дицентра, купальница, дороникум), способы их размножения и агротехника.

Биология, способы размножения и агротехника основных лукович­ных культур (тюльпаны, нарциссы, гиацинты). Использование их в декора­тивном садоводстве.

Использование роз в озеленении. Биологические особенности раз­личных групп. Способы их размножения и агротехника.

Сирени и чубушники, использование их в озеленении. Способы раз­множения.

Основные декоративные многолетние культуры летнего и осенне­го цветения (пионы, ирисы, флоксы). Использование их в декоративном садоводстве. Особенности каждой из этих культур, способы размноже­ния и агротехника.

Декоративно-лиственные культуры (полыни, злаки, папоротники,бадан, хоста), использование их в озеленении.

Декоративные растения для оформления водоемов, растения при­брежные и водные.

Растения для альпинариев и каменистых садиков. Особенности этих культур.

Виды цветочного оформления. Принципы подбора декоративных культур для цветников различного типа.

Незимующие многолетние декоративные растения (гладиолусы, ге­оргины, бегония). Особенности культур и способы зимнего хранения.

Растения для вертикального озеленения. Лианы однолетние (душис­тый горошек, ипомея, декоративная фасоль) и многолетние (климатис, ви­нограды, жимолости, актинидия), способы их размножения и агротехника.

Растения для создания живых изгородей (боярышник, дерн, барба­рис и другие). Принципы использования.

Однолетние декоративные растения. Основные виды, выращивание рассады, растения теплолюбивые и холодостойкие. Особенности культуры.

Основные двулетние декоративные растения (анютины глазки, неза­будки, маргаритки, мальва, гвоздика турецкая).Особенности культуры, спо­собы размножения, использование.

1.7. Научно-исследовательская работа в садоводстве

История опытного дела в садоводстве. Задачи и основные направления научно-исследовательской работы в связи с развитием отрасли садоводства. Закладка и проведение опытов с садовыми культурами в связи с их особенностями (лабораторные, лабораторно-полевые, вегетационные и полевые). Методика биологического обследования насаждений. Современные методы изучения роста и развития надземной части и корневой системы растений. Изучение влияния экологических факторов на устойчивость растений. Статистическая обработка материалов исследо­ваний, доказательства существенности различий. Моделирование процес­сов и использование ЭВМ. Методика производственной оценки результа­тов научных исследований. Опыт внедрения научных результатов в проиизводство. Оценка экономической эффективности внедряемых результатов



Литература

1. Агафонов Н.В. Научные основы размещения и формирования пло­довых деревьев. -М.: Колос, 1983.

2. Агафонов Н.В. Декоративное садоводство.-М.: Колос, 2000.

3. Агротехнические исследования по созданию интенсивных виног­радных насаждений на промышленной основе (к методике опытного дела в виноградарстве).-Новочеркасск, 1978.

4. Алиев Н.А. Широкорядные высокоштамбовые виноградники. -Махачкала: Даг. издательство, 1980.

5. Амирджанов А.Г. Солнечная радиация и продуктивность виногра­да. -Л.: Гидрометиздат, 1980.

6. Будаговский В.И. Культура слаборослых плодовых деревьев. - М.:

Колос, 1976.

7. Бурмистров А.Д. Ягодные культуры. -Л.: Агропромиздат, 1985.

8. Вавилов Н.И. Избранные сочинения. - М.: Колос, 1966.

9. Варламов Г.П., Четвертаков А.В. Механизация уборки и товарной обработки фруктов. - М.: Колос, 1984.

10. Гаганов П.Г. Флоксы многолетние. -М.: изд-во сельхозлитературы, 1955.

11. Гельдфайнбейн П.С. Обрезка и формирование кроны плодовых

деревьев. -М.: Колос. 1968.

12. Громов А.Н. Гладиолусы. - М.: Россельхозиздат, 1981.

13. Давитая Ф.Ф. Климатические зоны винограда в СССР. — М.: Пишеп-

ромиздат, 1948.

14. Декоративные растения открытого и закрытого грунта (коллектив

авторов ЦРБС АН Украины). -Киев, 1985.

15. Дженеев С.Ю., Смирнов К.В. Производство столового виногра­да, кишмиша и изюма. - М.: Колос, 1992.

16. Дженик Дж. Основы плодоводства / Перевод с анг. - М.: Ко­лос, 1975.

17. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта. — М/. Колос, 1984.

18. Драгавцев А.П., Трусевич Г.В. Южное плодоводство. — М.: Ко­лос, 1970.

19. Дуброва П.Ф. (ред.) Экономика и организация садоводства. - М.:

Колос, 1969.

20.3агорчаЕ.К. Нарциссы в Молдавии.-Кишинев: Штиинца, 1990. 21. Ипполитова Н.Я., Васильева М.Ю. Пионы. - М.: Россельхо­зиздат, 1985.

115

22. КатцК.В. Декоративные кустарники для средней полосы.-М.: Изд-во Коммунхоз РСФСР, 1959.

23. Киреева М.Ф. Лилии. - М: Россельхозиздат, 1984.

24. Киселев Г.Е. Цветоводство. -М.: Колос, 1964.

25. Колесников В.А. и др. Плодоводство. -М.: Колос, 1979.

26. Кудрявцева В.М. Тюльпаны.-Минск: Полымя, 1987.

27. Культура земляники в СССР. Доклады симпозиума (28 июня—1 июля

1971).-М, 1972.

28. Культура черной смородины в СССР. Доклады симпозиума. -

М., 1972.

29. КудрявецР.П. Новые высокопродуктивные формы кроны плодо­вых деревьев (биологические основы и техника формирования). -

М.. 1974.

30. Лунева З.С., Михайлов Н.Л. Сирень. - М.: Агропромиздат, 1989.

31. Мальтабар Л.М. Технология производства привитого посадочно­го материала: учебное пособие. - Краснодар, 1983.

32. Мальтабар Л. М.,Козаченко Д.М. и др. Система и технология произ­водства сертифицированных черенков винограда. - Краснодар, 2001.

33. Мальтабар Л.М.,Раджабов А.К., Ждамарова А.Г. Обрезка, форми­рование и система ведения кустов винограда. - Краснодар, 1997.

34. Машины для формирования кроны и уборки урожая плодово-ягод­ных культур. -М., Машиностроение, 1975.

35. Мерджаниан А.С. Виноградарство.-М.: Колос, 1967.

36. Метлицкий З.А. Агротехника плодовых культур. - М.: Колос, 1973.

37. Метлицкий З.А. Яблоня. - М.: Московский рабочий, 1975.

38. Механизация уборки плодов и ягод. Материалы симпозиума (23-25 октября 1972). - М., 1972.

39. Мичурин И.В. Сочинения. -М.: Сельхозиздат, 1948.

40. Негруль А.М. Виноградарство и виноделие. -М.: Колос, 1968.

41. Негруль А.М., Гордеева Л.Н., Калмыкова Т.Н. Ампелография с ос­новами виноградарства.-М.: Высшая школа, 1979.

42. Рубин С.С. Содержание почвы в садах. -М.: Колос, 1983.

43. Рекомендации по применению механизированного способа обра­ботки гиббереллином бессемянных сортов винограда.-М., 1984.

44. Родионенко Г.И. Ирисы. -Л.: Агропромиздат, 1988.

45. Серпуховитина К.А. Удобрение и продуктивность винограда. -Краснодарское книжное издательство, 1982.

46. Смирнов К.В., Мальтабар Л.М., Раджабов А.К., Матузок Н.В. Ви­ноградарство: учебник для вузов. — М.: Изд-воМСХА, 1998.

47. Шитт П.Г. Избранные сочинение я»

48. Шитт П.Г. Биологические основы агрот

49. Стандарты и рекомендации по садоводству.